Основная новость в российском интернет-маркетинге на сегодня — закон о маркировке рекламы.
Закон №347 фз- вступает в силу с 1 сентября 2022 года и вносит изменения в федеральный закон «О рекламе». Теперь вся интернет-реклама, которая показывается пользователям на территории России должна быть промаркирована и учтена. Теперь маркировать нужно:
- Все баннеры
- Видео ролики и трансляции
- Рекламу у блогеров
- Рассылки по чужой базе
- Ссылки в статьях на сайтах (SEO )
Исключения для рассылок по своей базе, push уведомлений, теле и радио-эфиров. То есть если вы показываете рекламу на территории РФ – реклама должна быть промаркирована, если гео показов не Россия, дальше можно не читать.
Кого коснется закон:
- юридических и физических лиц, которые размещают рекламу с гео по РФ.
- Рекламные системы: сервисы контекстной рекламы, соц сети, сервисы обмена мгновенными сообщениями
- Площадки: те, кто позволяет разместить на своем ресурсе рекламу по прямому договору. Сайт, который продает рекламный блок, баннер
- Посредники – рекламные агентства и фрилансеры.
Многие сервисы и рекламные системы уже выпустили мануалы, провели вебинары и рассказали, что предусматривает закон, и кого коснуться изменения, как изменится наша жизнь, кто и когда должен передавать данные. Большинство информации, которая есть в сети, касается работы агентств и их подрядчиков, я изучила все и в этой статье хочу рассказать о том, что ждет простых смертных ))) – прямых рекламодателей, тех самых физических лиц, фрилансеров и блогеров. Итак, если вы один из нас и показываете рекламу по РФ, то вперед!
Немного терминов и определений:
Роскомнадзор создает единый реестр интернет рекламы (ЕРИР) — систему учета, в которой будут собираться все данные.
Собирать информацию с участников рынка и передавать ее в ЕРИР будут операторы рекламных данных (ОРД). То есть ОРД берет данные у рекламодателя (или у агентства) и передает ее в ЕРИР
ОРД будет несколько, уже известные первые кандидаты:
- Яндекс
- ВК
- МТС
- ОЗОН
- Вымпелком
- Сбер
После отправки данных в ЕРИР ОРД выдает токен – уникальный идентификатор, состоящий из букв и цифр, и присваивается каждому креативу. Это меня лично пугает больше всего. Важно: токен нужно получить ДО старта рекламной кампании, «задним числом» получить токен будет невозможно.
Через 30 дней после отчетного месяца, должна произойти разаллокация – детализация актов от поставщика до конечных рекламодателей. Статистика по тратам, креативам и по площадкам, эта функция возлагается на рекламную систему и нам она менее всего страшна.
Уже слышу вопрос: «Зачем нужен этот закон?!» Я сама пыталась для себя ответить и вот, что получилось:
- Чтобы управлять, нужно учитывать. Роспотребнадзор хочет учитывать всю интернет-рекламу и впоследствии иметь рычаги управления и возможность проверки всей цепочки.
- Для любого рекламного креатива будет известен конечный рекламодатель – это сократить количество мошенников, можно будет пожаловаться на рекламу и быстро установить «заказчика».
- Креативу будет присвоен токен и на нем будет стоят пометка «реклама» — любой пользователь может его скопировать и запросить проверку в Роскомнадзоре.
- У прямого рекламодателя появляется возможность отследить всю цепочку, по которой движутся его рекламные бюджеты и проверить, где, как и на какую сумму открутилась его реклама.
- Если реклама покупается через посредников, то вся цепочка будет передана в ЕРИР – это делает схему прозрачной. Может быть это сделано для того, чтоб отследить отмывание денег, откаты?
- Статистика показов рекламы будет передана в ЕРИР – Роспотребнадзор будет знать, реальную стоимость показов. Интересно, зачем?
- Доступ к данным по рекламе получает ФАС и ФНС. Для начала рекламодатель не сможет учесть к расходам расходы на рекламу, не учтенные в ЕРИР, а впоследствии (мое личное мнение) – ФНС сможет проверить, отчитывается ли предприниматель за товар или услугу, которую рекламирует.
- Штрафов и наказания за немаркированную рекламу пока нет, но мне кажется, что это дело времени. Говорят, что планируются штраф от 2 до 500 тыс рублей.
Еще раз скажу, что основные изменения коснуться рекламных агентств, которые получают на свои расчетные счета деньги не только за настройку, но и за бюджет рекламы. Это очень важно!
Что нужно будет делать до запуска рекламы:
Прямому рекламодателю – заключить с агентством или фрилансером договор на настройку рекламы, а с рекламной системой на закупку трафика, рекламная система самостоятельно до старта показа рекламы отправляет все данные по договору и креативу, а в конце месяца все акты по каждому рекламодателю и статистику в разрезе аккаунтов в ОРД. Что поменяется? Скорее всего появятся несколько новых строк, которые вам (клиенту) нужно будет заполнить в рекламной системе. Хороший специалист по настройке (или рекламное агентство) возьмет на себя правильное заполнение этих строк.
Обязательно нужно проверить, что площадка или система, которой вы оплачиваете рекламу, соблюдает закон (и это прописано в договоре). Иначе может возникнуть ситуация, когда вам нужно будет самостоятельно заключить договор с ОРД и получать ID креатива.
Фрилансеру – если вы только настраиваете рекламу на аккаунтах клиента и не принимаете от него деньги на бюджет рекламных кампаний, то напрямую в маркировке рекламы вы никак не участвуете. Выдыхаем! Но, вам нужно изучить закон, чтоб помочь своим клиентам правильно оформить все документы и заключить договора с рекламными системами. Я точно включу это в список работ для всех своих проектов.
Если вы получаете не только деньги за настройку, но и рекламный бюджет на свой счет, то обязательно уже сейчас подготовьте новый договор (или допсоглашение) с клиентом, где будет указано, что вы соблюдаете закон о маркировке рекламы, продумайте, с каким ОРД (все время хочу написать ОПГ) вы будете работать, уточните у рекламной системы, в какой форме им нужно отправлять данные о вашем заказчике.
Если вы блогер, владелец сайта или рассылки, и у вас заказывают, то теперь у вас должен быть договор с каждым рекламодателем (а если к вам обращается агентство, то у вас должны быть данные договора агентства с заказчиком) и вы должны самостоятельно заключить договор с одним из ОРД, чтобы:
- передать данные о конечном рекламодателе и вашем договоре (и с первым подрядчиком, если он есть)
- Зарегистрировать креатив в ОРД и получить уникальный токен
- Добавить токен и пометку Реклама в объявление.
А через 30 дней после отчетного месяца:
- Передать отчет с разаллокацей трат, включая данные об актах и договорах
- Передать статистику о показах с детализаций до площадок и креативов.
Что должен содержать договор?
Договор между исполнителем и заказчиком содержит обычные для договора данные: Название (полное и сокращенное), ИНН, ОГРН, Юридический адрес, Фактический адрес, номер телефона, ФИО лица, подписывающего договор, предмет договора, номер договора, сумма
Что нудно отправлять в ОРД для получения ID креатива:
- сам креатив,
- URL, на который ведет креатив
- Текстовое описание,
- тип креатива (изображение, видео, текст)
ID креатива нужно будет размещать в параметре ссылки или в тексте – ID должен быть доступен любому участнику рынка, в том числе тому, кто рекламу видит.
Коротко о том, что же делать, если вы клиент и платите в рекламное агентство не только деньги за настройку рекламы, но и рекламный бюджет?
По факту тоже ничего нового – всю работу по маркировке берет на себя ваше агентство. У вас же теперь будет возможность посмотреть, как и где ваши креативы открутились.
Итак: Основные изменения коснутся работы рекламных сетей, агентств, которые на свои счета получают деньги от клиентов за открутку рекламы и владельцев рекламных площадок (блогеров). Закон лучше соблюдать, чтоб не попасть на штрафы и не подводить своих контрагентов, ОДР обещают, что процедура получения токенов будет мгновенной, оформление легким, а вся информация по новым правилам будет доступна, а в случае необходимости сервисы готовы все разжевать и информационно поддержать.
Надеюсь, что статься была для вас полезна. Если вы прямой рекламодатель и боитесь остаться наедине с новыми правилами, буду рада взять на себя все вопросы по трафику и привлечению клиентов, а Вам осталось только связаться со мной любым удобным способом, например оставить контакты ниже.